Новости

Регистрация | Вспомнить

0

новых

0

обновить

Хотя бы пятнадцать минут

[04.07.2015 / 13:13]

Многие семьи испытали или испытывают период, когда ребенок, будучи еще недавно контактным и управляемым, стал дерзить, выкидывать непонятные «штучки» – в общем, как говорят, совсем отбился от рук. Такое поведение характерно для подросткового возраста, который не случайно называют «трудным». Проблемы этого периода жизни достаточно изучены, в этом отношении уже много-много сказано, но тема не исчерпана и не может стать таковой, потому что время подбрасывает все новые и новые «закавыки».

Недавно в РИРО проходил семинар для работников комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, и одно из выступлений – кандидата педагогических наук РГУ имени С.А. Есенина Ольги Теняевой – было как раз посвящено психологическим проблемам ребенка в подростковом возрасте.

Встретившись с Ольгой Васильевной, я спросила ее, что нового открыто в педагогической науке относительного этого возраста?.. В принципе, ответила она, ничего нового нет. Все так же дети годам к одиннадцати начинают хотеть, чтобы взрослые с ними считались. А вырастая до пятнадцати, стремятся к независимости, демонстрируют свою индивидуальность, стараясь занять в окружающей их действительности заметное место. Причем разными, порой далеко не лучшими средствами. Подростковый возраст, как считают ученые, завершается к семнадцати годам, но далеко не всем удается к этому времени созреть, многим и далее предстоит преодолевать опасный для дальнейшего социального становления личности период: у одних это выливается в девиантное поведение, других заносит в сторону криминала… В наше время «трудные» несовершеннолетние часто используют для самоутверждения виртуальный мир, Интернет.

Одна бабушка, горячо любящая внука, которого родители в силу своей занятости почти целиком передали ей на воспитание, не могла нарадоваться на то, что мальчик растет тихим и смирным, со «шпаной» по дворам не шляется, после уроков сидит дома перед компьютером. А недавно встретила ее встревоженной: оказывается, внук, которого отец с матерью поощряют за хорошее поведение всякой «навороченной» техникой, вздумал фотографировать себя на краю песчаного карьера да свалился в него, и чуть его песком не засыпало. «Это что же такое делается, – причитала обеспокоенная бабушка, – это зачем же себя ради ерунды риску подвергать?»

Бабушку я знаю еще с нашего с ней деревенского детства и потому спросила ее: «А зачем ты нашу речку в половодье на доске переплывала?» – «Ой, я этого не помню», – сказала она. Зато я помню: захотела обратить на себя внимание симпатичного мальчика, в которого почти все девчонки нашего класса были влюблены.

Мы тогда усердно культивировали в себе смелость, умение не отступать перед трудностями и тому подобное. В качестве «самодеятельного» метода применялось, например, и посещение в ночное время сельского кладбища. Почти половина моих друзей-шестиклассников мечтали стать космонавтами и летчиками. Учителя убеждали, что для будущего не вредно трудиться на пришкольном участке или полоть свеклу на колхозном поле, и от этого мы не отлынивали. «Самое дорогое у человека – это жизнь, и прожить ее надо так…» – эти слова Николая Островского многие советские подростки выписывали в свои заветные тетради.

Сейчас иное время, но суть подрастающего человека все та же: хочется утвердиться и среди взрослых, и среди сверстников. А поскольку для этого пока не хватает личностных возможностей (как говорят ученые) или «ты еще недостаточно крут» (так примерно выражаются в молодежной среде), то можно пойти по более легкому пути: использовать современные технические возможности.

Селфи – запечатление самого себя на фотокамеру с дальнейшей передачей снимка в Интернет. Это действо захватило сегодня множество людей и не только подростков. У тех, кто увлечен этим, наблюдается даже аномальная тенденция «подсмотреть» за собой что-нибудь не слишком красивое и запустить это в социальную сеть на всеобщее обозрение. Врачи-психиатры даже полагают, что селфи – серьезное психическое расстройство. А подростку, повторяю, надо «прославиться», говоря современным языком, быть на «понтах». Отсюда и опасные трюки, которые иногда приводят к трагическим последствиям.

Газета «Известия» опубликовала недавно статью «В школах хотят давать уроки безопасного селфи», пояснив, что такая инициатива появилась после гибели нескольких подростков во время экстремальных фотосъемок (в их числе приведен и пример из Рязанской области). Общественная организация «За безопасность» предлагает свои услуги для проведения подобных уроков.

Но тревожиться за подростков, молодежь заставляет не только селфи. Можно сказать, это во многих случаях еще «цветочки» по сравнению с теми экстремальными формами развлечения, которые позволяют себе некоторые представители нынешнего молодого поколения. «Руферы» – покорители крыш, «трейсеры» – что-то вроде уличных акробатов, лихо преодолевающих городские препятствия, «джамперы» – прыгуны с высоты при очень ненадежной страховке, «зацеперы», цепляющиеся за трамваи и не только… Кто-то, прочитав этот список опасных молодежных развлечений, скажет: «С жиру бесятся». В какой-то степени оно и так, но от этого не легче.

Как помочь нашим детям и внукам в том, чтобы они без нужды не подвергали свою жизнь опасности?

Школьные занятия по ОБЖ, встречи со специалистами, конечно, могут чему-то научить, но основы практически каждого разумного и доброго дела закладываются в семье, при близком и добром общении с родными людьми.

По словам Ольги Теняевой, главные причины того, почему подросток начинает совершать непредсказуемые действия, это авторитарное воспитание, когда ребенка заставляют «жить, как надо», и когда его без всякой меры опекают, шага не дают ступить самостоятельно. Иногда же подростку, наоборот, говорят: «Все, ты сам теперь взрослый, делай что хочешь»… И этот вариант неприемлем потому, что ребенок и в «трудном» возрасте испытывает потребность в том, чтобы взрослый, значимый, авторитетный для него человек был рядом. А родители, как правило, заняты, заняты, заняты… Оправдывая это тем, что ведь трудятся-то они не для кого-то, а для своих детей.

На мою просьбу дать совет родителям Ольга сказала:

– Попытайтесь стать своему ребенку товарищем и при всей своей занятости обещайте ему хотя бы пятнадцать минут в день дружеского, заинтересованного общения.

Именно дома, прежде всего от родителей, он должен услышать, что легких путей к успеху, как правило, не бывает, а любые «понты» со временем обнаружат свою суть.

Что касается риска, то он никак не оправдан, и перед тем, как идти на него, стоит вспомнить свою маму, всех тех, кого ты любишь больше всего…

 

http://rv-ryazan.ru

Категории:  Проблемы и решения
 
вверх