Новости

Регистрация | Вспомнить

0

новых

0

обновить

Зима на пороге

[16.05.2018 / 06:20]

Готовить телегу зимой, а сани именно летом нам завещали мудрые предки. С течением времен ничего принципиально не изменилось, только вместо саней нынче системы отопления и прочие коммуникации, за которыми следует пристально следить, но еще пуще – за своим кошельком, в который так и норовят засунуть нос коммунальщики, которые не торопятся рассказывать гражданам о том, за что уже уплачено по статье «на содержание общедомового имущества». Но даже если вам не удалось заставить обслуживающие организации действительно обслужить ваши трубы в течение лета, то еще не поздно перед началом отопительного сезона сделать все как положено, в том числе даже через суд и с неплохой моральной компенсацией.

Отчего застенчив сантехник?

Для начала любой собственник жилья в многоквартирном доме должен осмотреться. Не появились ли на горизонте сантехники, присланные заботливой управляющей организацией или ТСЖ проверить ваши батареи. По закону они обязаны тщательно проверять летом всю систему отопления. Если такого даже в помине нет, то все в порядке – ситуация хоть и ненормальная, зато стандартная, многократно изученная юристами-правозащитниками, которые специализируются на том, чтобы люди без юридического образования смогли реализовать свои права. В данном случае работает один из самых совершенных законов в стране – «О защите прав потребителей» и многочисленные комментарии к нему. И если применять его положения грамотно, можно почувствовать, пусть и не в полной мере, что жизнь становится цивилизованней и комфортней. К сожалению, сколько бы ни публиковалось материалов на данную тему, количество заключенных жителями многоквартирных домов четких договоров на коммунальное обслуживание расстраивающе мало. Многие просто удовлетворяются тем, что оплачивают квитанции, которые им присылают. Этого, считают они, достаточно для того, чтобы не было проблем. Как бы не так! Когда доходит до прямого общения с обслуживающими организациями, вопросы появляются моментально. К примеру, за что собственно платятся деньги, когда речь идет о содержании жилья? Это очень редко расшифровывается в документах. А между тем жильцы, оказывается, оплачивают регулярные визиты специалистов для тщательного осмотра всего сантехнического оборудования квартиры. Но тут есть правовая тонкость. За ремонт стояков горячего и холодного водоснабжения, а также ответвлений от них до первого вентиля отвечает именно обслуживающая организация и ремонтирует из собственного бюджета, до того сформированного платами жильцов. Что же касается отопления, то если после ответвления от стояка перед батареей установлен вентиль, то ремонт и замену собственно радиатора должен будет оплачивать собственник квартиры. Если же вентилей нет, то даже замену батарей снова делает обслуживающая организация целиком самостоятельно, не имея права взять за это дополнительно с жильцов ни копейки. А вот инспекция всего трубного хозяйства выполняется бесплатно, в полном объеме, без учета зон разграничения в квартире. Собственники жилья не обязаны следить за состоянием своей сантехники, на то есть профессионалы из числа нанятых сантехников. На это прямо указывает закон о защите прав потребителей, который вводит понятие заведомой некомпетентности потребителей, которую должны компенсировать коммунальщики своей работой. И никакой дополнительной платы за осмотры труб любого назначения внутри квартиры они не имеют права взимать. На практике ситуация иная: очень редко кто может вспомнить, когда в последний раз видел на пороге сантехника, у которого было истинное желание все детально осмотреть.

– В моей практике был случай, когда у батареи в квартире выбило торцевую пробку, и на хлынувший поток кипятка под давлением бросился пенсионер 80 лет с одеялом, как на амбразуру, – рассказывает правозащитник Олег Попов. – Дедушке удалось спасти внуков от кипятка, но сам он получил сильнейшие ожоги и оказался прикован к больничной койке. Был суд, на котором коммунальщики сразу же заявили, что виноват во всем этот самый дедушка, который якобы сам развинтил зачем-то батарею. В результате была назначена материаловедческая экспертиза, которая показала, что батарею вообще ни разу не осматривали за последние 15 лет, и никто ничего не отвинчивал. А вообще-то по закону положено не только ежегодно проводить техническую ревизию, но и промывку, и прочистку. Кому-нибудь снимали радиаторы в квартире и промывали их как следует? Вряд ли кто сможет вспомнить подобного рода эпизоды. Обычно даже если сантехник появляется на пороге, он спрашивает «жалобы есть?» и если нет, то просит расписаться и моментально испаряется. А подписать они просят акт о проведенном осмотре, но обычно не показывают название этой бумажки.

Новые права и новые бои

И ладно бы только батареи. Коммунальщики обязаны регулярно проводить очистку дымоходов и вентиляционных шахт многоквартирных домов, а потом отчитываться об этом перед собранием жильцов. Но самое интересное дальше. Давно ли вам приходилось жаловаться на то, что ваш балкон давно не ремонтировали, а пора бы (это небольшая информационная бомбочка из темы борьбы за права). Да! Балконы являются общедомовым имуществом. Капитальный ремонт балконных плит и металлических ограждений обязана делать обслуживающая организация, и при этом укладываться в бюджет, сформированный отчислениями жильцов до того. И ни копейки сверху. А еще необходим ежегодный осмотр балконных плит и составление актов об их состоянии. А уж за обрушение балкона и за его последствия отвечает только обслуживающая организация. Как, впрочем, и за залитие соседей снизу. Показателен результат одного судебного дела. Лопнувшая в середине зимы батарея стала причиной протекания кипятка на восемь этажей вниз вплоть до подвала. Семья скромных музыкантов симфонического оркестра, в квартире которых случился порыв, получила на руки восемь исков от нижепроживавших подтопленников. Казалось бы, ситуация безысходная, но они во время догадались обратиться в общество защиты потребителей «Человек». Серия экспертиз и поднятые документы показали, что взрыв батареи произошел не по вине жильцов, а в результате аварийной ситуации (это юридический термин). А за аварии отвечает эксплуатирующая организация. И ремонтировать ни свою пострадавшую квартиру, ни жилье соседей семья музыкантов была не обязана. А виноватыми в такой ситуации являются управляющая компания или ТСЖ, которые могли предотвратить аварию и обязаны были это сделать. Но отопительные коммуникации конкретно в той квартире не проверялись три года подряд. Как ни пытались адвокаты коммунальщиков выгородить свою организацию, но закон был непреклонен и вынес решение в пользу жильцов, заливших и залитых. Однако, защищая свои права в такой ситуации, надо быть готовым к очень многоходовой игре со стороны управляющих компаний. Их специалисты, случись что, моментально начинают раздавать бланки претензий пострадавшим жителям залитых квартир и настраивают их против «виноватых» соседей сверху. Юридической силы это иметь не может, но серьезно дезориентирует людей. Подробно о том, кто кому и чего должен в многоквартирном доме, расписано в постановлении Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. №170.

О волшебстве раскаяния

За первое полугодие в регионе возбудили более 20 уголовных дел в сфере ЖКХ.

В основном они касаются крупных хищений и мошенничеств. Но у следствия и прокуратуры есть масса вопросов и к мелким коммунальным организациям. Проблема замечена и на федеральном уровне. 26 июля в «Российской газете» опубликовали обширный доклад Уполномоченного по правам человека в РФ Татьяны Москальковой, в котором она подробно обрисовала масштабы нарушения прав граждан в сфере потребления услуг комплекса ЖКХ. Ознакомиться с текстом можно в Интернете по адресу https://rg.ru/2017/07/26/upolnomochen-dok.html. Основной вывод доклада в том, что коммунальщики нарушают закон практически повсеместно и постоянно. Всем органам власти, в первую очередь надзорным, рекомендовано резко усилить работу по выявлению случаев обмана добросовестных жильцов, а также всячески способствовать защите прав потребителей коммунальных услуг. Если сотрудники ТСЖ или управляющей компании нечисты на руку и неразборчивы в методах, не надо забывать, что мелкие мошенники, как правило трусы, и грамотное произнесение номеров закона, а также ссылка на статью государственного омбудсмена может сотворить волшебство раскаяния. Если этого не происходит, к услугам жильцов всегда есть прокуратура, суд и экспертное сообщество, которые помогут добиться правды.

 

Рязанские ведомости

Категории:  ЖКХ
 
вверх