Персона дня

Регистрация | Вспомнить

0

новых

0

обновить

Аркадий Фомин

МЕСТО ДЛЯ ДИСКУССИЙ

           

На этой неделе исполнилось пять лет с момента первого заседания Рязанской областной Думы V созыва. Очередные выборы парламентариев состоятся в сентябре, тем не менее, есть повод поговорить о работе облдумы завершающегося созыва.

Краткие промежуточные итоги работы депутатов Рязанской областной Думы V созыва подвёл её председатель, секретарь Рязанского регионального отделения партии «Единая Россия» Аркадий Фомин.

 

- Исполнилось пять лет работы областной Думы V созыва. Пять лет пройдено, в своей работы мы, безусловно, ориентировались на те программные посылы, которые даёт президент России в своём послании Федеральному Собранию, руководствовались направлениями социально-экономического развития Рязанской области. За это время было принято свыше 600 законов, работа над ними ведётся системная, и мы открыты для общества.

 

- Аркадий Васильевич, вспомните, какие вопросы на повестке дня стояли в начале работы этой областной Думы?

 

- Любое заседание нового созыва всегда начинается с оргвопросов, на первом же заседании мы сразу их решили, приняли регламент, по которому продолжили работать.

Конечно, первые несколько месяцев - это был, по сути, экзамен на возможность работать оперативно, работать в команде, работать над принятием решений, которые были вызваны ситуацией с пожарами лета 2010 года, и для нас было очень важным сдать этот экзамен. Скажу, что многое удалось. Это была, по сути, новая для нас законодательная часть работы, так как подобного рода законов на федеральном уровне или в других регионах не было, - мы были одними из первых, кто принял законопроект о ликвидации последствий пожаров в Рязанской области в 2010 году. На эти цели было выделено более двух миллиардов рублей из федерального и регионального бюджетов. Мы постоянно работали в округах, муниципалитетах, там, где пострадали люди, имущество, своевременно вносили предложения по изменениям в законодательстве, чтобы люди могли своевременно получать компенсации по потере близких, своего имущества, крова. Буквально на глазах строились дома, мы участвовали в расчистке пепелищ, на которых возводились новые дома, благоустраивали территорию вместе с людьми, которые восстанавливали свои дома, свои сёла.

Также последствия тех пожаров не обошли стороной наш агропромышленный комплекс, наших селян, в трудное время большое количество урожая пострадало из-за засухи, или просто было потеряно, и мы также внесли изменения в наше законодательство об агропромышленном комплексе Рязанской области, где определили ещё одну статью поддержки селян - это компенсация затрат на приобретение кормов для животных (как известно, в тот период даже не только искусственно, но и естественно наши пастбища были выжжены солнцем, было неоткуда взять корма). Также мы активно работали по корректировке бюджета в связи с тем, что к нам приходили федеральные средства, мы добавляли свои региональные деньги на поддержку аграриев для приобретения семян, компенсации процентной ставки по кредитам, приобретения горюче-смазочных материалов, компенсации по гибели урожая.

Безусловно, уже осенью 2010 года были сделаны выводы по этой ситуации, далее законодательство продолжило свою работу в части предупреждения подобного рода природных явлений, и поскольку эти явления подчас вызваны действиями человека, то надо было работать по закону об административных правонарушениях, ужесточить меры наказания за нарушение правил нахождения в лесах. Конечно, мы понимаем, что расслабляться нельзя никогда. Многое зависит от того, насколько мы всем обществом будем ответственны к себе и окружающим, и если дружно будем работать, то год пройдёт без пожаров и ненужных последствий.

 

- Не секрет, что в областной Думе контрольный пакет у «Единой России». Не мешает ли это работе, ведь истина рождается, как известно, в спорах?

 

- В Рязанской областной Думе, действительно, депутаты не встают стенка на стенку, как это бывает в других парламентах, но тем не менее, наш парламент не перестал быть площадкой для дискуссий. Прохождение законопроектов - это многоступенчатая система, выстроенная таким образом, что буквально с момента поступления инициативы в Думу, начинается его детальная проработка и обсуждение. Инициативы проходят правовую экспертизу, общественную экспертизу через опубликование в открытом доступнее на сайте облдумы текста самого законопроекта или подзаконного акта. Мы активно взаимодействуем с правительством Рязанской области, работает законотворческая комиссия, в состав которой входят депутаты и активно в ней работают. Здесь возникает много дискуссий и споров по тексту и содержательной части закона. Работаем в комитетах путём привлечения общественности, представителей гражданского общества, проводим круглые столы, расширенные заседания, совместные заседания комитетов, - всё это подытоживается на совете областной Думы, и на само пленарное заседание депутаты выходят с чётко сформированной для себя позицией, с пониманием, кто и как будет голосовать, с пониманием, почему так голосует та или иная фракция. Следите за ходом обсуждения наших законов в комитетах, на круглых столах. Это интересно, содержательно, там много эмоций.

 

- Какие наиболее значимые законы в социальной сфере вы бы выделили за прошедшие пять лет?

 

- Как известно, 80% расходов областного бюджета - это расходы на социальную сферу. Хорошо это или плохо? У нас с вами государство является социальным, это закреплено в Конституции, мы должны в первую очередь заботиться о той части услуг, которые получают рязанцы (образование, здравоохранение, социальные услуги). Поэтому в этой части мы работали активно, проведена серьёзная модернизация здравоохранения, образования, принят целый блок законов, направленный на поддержку материнства и детства. В регионе с 2011 года действует закон о региональном материнском капитале, который предоставляется семьям, в которых родился третий или последующий ребёнок, его размер сегодня - 58 тысяч рублей. Этим капиталом смогли воспользоваться 2700 человек. Также принят закон об обеспечении многодетных семей земельными участками, закон работает, если не изменяет память, 2250 семей уже их получили, причём целевое назначение участка может быть любым, вплоть до продажи и направления денег на свои нужды, более 1000 участков находится в стадии оформления.

Уделяется внимание семьям, в которых воспитываются приёмные дети. Буквально недавно внесено изменение в законопроект об увеличении средств на содержание и нахождение детей в приёмных семьях, сейчас на одного ребёнка из регионального бюджета выделяется 7,5 тысячи, около 9 тысяч на школьника. Принят закон, который поддерживает детей с ограниченными возможностями здоровья. Например, раньше им предоставлялось компьютерное оборудование для дистанционного обучения и после его завершения оборудование сдавалось. После принятия закона это оборудование теперь остаётся у человека, и он дальше может им пользоваться - для саморазвития и образования.

Мы приняли закон, который поддерживает незащищённые слои населения по предоставлению бесплатных юридических консультаций, это важно, поскольку проблем с оформлением юридических документов много, особенно уязвима категория людей, которая является малообеспеченными. Перечень этих категорий принят на федеральном уровне, но мы на региональном уровне его расширили, включили туда людей, которые одни воспитывают детей, добавили сюда репрессированных и ветеранов труда. Вот такой блок социальных законов был принят нами в эти пять лет, и работа над социальной поддержкой граждан будет продолжаться и впредь.

 

- Одна из обязанностей депутата - это работа с гражданами, его избирателями. С какими проблемами обращаются к депутатам?

 

- Бывают совершенно разные обращения, просьбы, люди приходят как с общественными инициативами, так и с частными проблемами. На своём примере могу сказать - многодетные семьи в сельской местности часто просят, чтобы помочь им укрепить своё личное хозяйство, помочь приобрести корову, лошадь. В конце концов, если у многодетной семьи своё хозяйство, то и дети там будут воспитываться в труде и становиться полезными для общества. Разумеется, такая помощь оказывается из внебюджетных источников: обращаемся к руководителям сельских хозяйств, в фонд поддержки партии, и как правило, средства находятся.

Есть обращения ребят с ограниченными возможностями, которые готовы быть общественно активными, заниматься спортом. В Шилово несколько лет назад ко мне подошли ребята, которые играют в бочча, попросили помочь, и буквально за несколько лет с сельского уровня они поднялись на российский и международный, занимают призовые места на больших соревнованиях. Или например, обратились ребята из сельской школы Занино-Починки. В 1942 году там погиб экипаж, они установили имена погибших, разыскали родственников, ухаживали за захоронением, и буквально в конце этого месяца мы установим хорошее надгробие с именами погибших.

 

- Что делается региональным парламентом в плане патриотического воспитания?

 

- Год 70-летия Победы для нас очень ответственный, особенно в период давления на нашу страну извне. У нас есть план работы в этот юбилейный год - как по законотворческому процессу, так и в своих округах. Депутаты проводят открытые уроки в школах своего округа для старшеклассников, рассказывают о войне, чтобы не допустить переписывания истории. Мы приняли закон об использовании знамени Победы в Рязанской области, и кстати, закон был внесён всеми четырьмя фракциями. Также был принят законопроект по присвоению почётных званий - город воинской доблести, населённый пункт, рубеж, мы проводили круглые столы, выезжали в Михайлов, Скопин, где есть живые свидетели войны, участники боевых действий на нашей территории. С большим интересом со стороны молодёжи прошло обсуждение этого законопроекта, инициатива нашла поддержку среди населения.

Также нам посчастливилось, что мы законодательно приняли участие в воссоединении Крыма с Россией, мы поддержали закон, по которому в нашей стране прибавилось два субъекта, одобрили целый ряд законов, направленных на социальную поддержку населения Крыма.

 

- Когда будут первые присвоения городам воинской доблести в Рязанской области?

 

- В самое ближайшее время: до 9 мая должно состояться подписание соответствующих документов. В Рязанской области есть реальные населённые пункты и рубежи, на которых сражались наши бойцы. В принципе, контрнаступление под Москвой началось в том числе с успеха у Михайлова и на Скопинской земле.

 

- Есть категория граждан, которая в результате Великой Отечественной войны лишилась отцов, матерей, - это дети войны. Нельзя ли поддержать эту категорию граждан хотя бы на региональном уровне?

 

- Действительно, такая тема существует. Есть люди, которые будучи детьми испытали лишения в годы войны, сегодня они находятся в преклонном возрасте. С инициативой их поддержки ряд политических партий уже вышел в Госдуму, на региональном уровне этот вопрос тоже уже рассматривался и продолжает рассматриваться. Сегодня идёт дискуссия по поводу определения категории детей войны, и не все люди, которых война коснулась, согласны с тем, что они в эту категорию не попадают, и некоторые предлагают сделать её шире. В проекте федерального закона - одно определение, к нам в региональный парламент поступил немного другой закон. Здесь нужно понимать, что в первую очередь само определение этой категории граждан должно быть справедливым, чтобы никого не обидеть. Во-вторых, создавая ещё одну льготную категорию людей, мы должны понимать, что люди, как правило, уже пользуются рядом мер социальной поддержки, которые перекрывают предлагаемые новым законом меры поддержки. То есть, к примеру, они уже являются ветеранами труда и получают доплату. Кроме того, понятно, что в этом году такой закон, который предусматривает значительные расходы, мы принять всё равно не сможем, потому что бюджет уже свёрстан. Уверен, что на федеральном уровне будет чётко определена категория детей войны, и потом мы будем искать возможности по поддержке этой категории. Мы помним девяностые, когда было огромное количество социальных обязательств, которые не исполнялись, в результате в обществе нарастало напряжение. Должен быть продуманный подход.

 

- Один из главных документов, принимаемых областной Думой, - это бюджет. Он принимается ежегодно, но чуть ли не на каждом заседании в него вносятся поправки. Почему приходится это делать и нельзя ли всё предусмотреть заранее? Что бы вы сказали о принятых Рязанской областной Думой V созыва бюджетах, очевидно, что с каждым годом они становятся всё напряжённее?

 

- Да, почти на каждом заседании мы вносим корректировки в областной бюджет, часто это происходит в связи с поступлением нам средств федерального бюджета, считаю, что это неплохо. За эти пять лет мы провели масштабную модернизацию здравоохранения и образования в Рязанской области. На эти цели было выделено большое количество средств федерального и регионального бюджетов, приходилось вносить корректировки в бюджет, так как появлялись подпрограммы, увеличивалась цифра поступлений из федерального бюджета. При этом мы должны софинансировать программы, на которые поступают средства, поэтому приходилось перераспределять финансы внутри программ и бюджета, чтобы принимать участие в этих программах.

Бюджет у нас социально ориентированный, много средств тратится на социальную сферу, важно, чтобы бюджет был сбалансированным, чтобы наши обязательства были обеспечены поступлениями. Здесь при формировании бюджета мы стараемся использовать программно-целевой принцип его формировании, который заложен в федеральном бюджете. Надо сказать, в этом мы продвинулись хорошо. Если в 2013 году только 23% расходной части бюджета шло на формирование программ, в 2014 это уже 50%, в 2015 году - 75% расходной части бюджета. А с 2012 года мы начали формировать трёхлетний бюджет.

Вы правы, что жизнь вносит свои коррективы, бюджет стал более напряжённым в связи с тем, что в стране в целом осложнилась экономическая ситуация, но тем не менее на сегодняшний день мы находим источники за счёт сокращения расходов на содержание аппаратов госучреждений, добиваемся от федерального уровня замещения коммерческих кредитов на бюджетные, что также снижает расходы на выплаты процентов коммерческим банкам. Сегодня бюджет выполняет все взятые на себя обязательства перед гражданами.

 

- Сейчас в России на самом высоком уровне обсуждается тема важности поддержки малого и среднего предпринимательства, что невозможно переоценить во времена кризиса. Есть ли планы региональной поддержки малого бизнеса?

 

- Принят законопроект, касающийся регулирования регионального и муниципального контроля предприятий малого бизнеса, снижение и упорядочивание этих процедур, потому что бизнес должен работать в понятных для него условиях, быть не закошмаренным проверяющими органами, надо просто его не трогать. Скорее всего, этих мер недостаточно, в нынешней ситуации бизнесу будут нужны ещё и налоговые послабления. На отчёте губернатора в областной Думе некоторые заявления на этот счёт были сделаны.

Что касается поддержки малого и среднего бизнеса, то должна быть чётко работающая система земельных и имущественных отношений. Целый блок законов в Рязанской области на эту тему уже есть, и он работает - это касается градостроительного кодекса, передачи в аренду имущества, приватизации, продажи имущества. Но важно и стремление самого бизнеса к поиску новых ниш, потому что в кризис открываются новые возможности. Другой вопрос, что людей нужно укрепить в части кредитной составляющей, а так, например, по импортозамещению мы имеем хорошие перспективы.

 

- За последние годы в регионе принято немало законопроектов, которые касаются борьбой с алкоголизацией населения, заметно изменились правила продажи, потребления. Достаточно ли работающих законов? Или есть необходимость продолжать работу в этом направлении?

 

- Мы поступательно двигались в части ограничения продажи алкогольных напитков, снижения алкоголизации населения, особенно среди молодёжи. Был принят ряд законов, который носил запретительный характер: запретили продажу в нестационарных помещениях, запретили так называемые разливайки, рюмочные, которые были в жилых домах и вызывали сильное раздражение жителей, запретили продажу алкоголя в дни государственных, молодёжных и детских праздников. Запретили продажу слабоалкогольных «энергетиков» и ограничили продажу «энергетиков» для детей в нашем регионе. Считаю, что мы поэтапно реализовывали программу по снижению алкоголизации населения, находясь в постоянном диалоге с обществом, проводя круглые столы, общественные слушания. Скажу, что даже у предпринимателей, которые вели этот бизнес, было понимание того, что Рязань - наш общий дом, и в нём надо наводить порядок.

 

- В этом году предстоят выборы депутатов Рязанской областной Думы VI созыва. Как идёт подготовка?

 

- «Единая Россия» уже объявила о предварительном внутрипартийном голосовании, так называемых праймериз. В Рязанской области они будут проходить по самой открытой схеме, и каждый избиратель сможет прийти и проголосовать за своего кандидата. На праймериз может заявиться любой желающий, поучаствуйте кто-нибудь из журналистов, посмотрите на процесс изнутри! Мне кажется, хорошая площадка для своих идей, проверки себя.

 

Зоя Амоян

http://mediaryazan.ru

 

 
вверх